Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Журнал "Живи Как Хозяин" №1, 2016 г.


ВНИМАНИЕ!!!
Получайте анонсы будущих номеров, будьте в курсе акций и предложений редакции!

ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ

Реклама на портале коммунальной грамотности населения

Государство скорректировало подход в отношении ТС: «Мы заинтересованы в развитии товариществ, частных структур и в целом в образовании конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального хозяйства, но на прозрачных условиях»

Государство скорректировало подход в отношении ТС: «Мы заинтересованы в развитии товариществ, частных структур и в целом в образовании конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального хозяйства, но на прозрачных условиях»

Опубликовано 26.04.2016

Андрей РОМАШКОРыночные механизмы, конкурентная среда, компетентные специалисты, оперативность, четкость и профессионализм… Кажется, все эти понятия далеки от системы жилищно-коммунального хозяйства и редко применимы к деятельности управляющих товариществами собственников. Что и говорить, проблемы существуют, более того, разрастаются как снежный ком.Изменить ситуацию призван Указ Президента от 31.12.2015№ 536, где определены вполне конкретные подходы к деятельности ТС и ЖСПК. Какие именно, каких последствий стоит ожидать и какова цель нововведений рассказывает начальник управления жилищного хозяйстваМинжилкомхоза Андрей РОМАШКО.

Журнал "Живи Как Хозяин №1(112), январь 2016 г.

- Андрей Валерьевич, расскажите более подробно об основных изменениях в деятельности товариществ собственников и ЖСПК.

- Новый Указ коренным образом не меняет структуру управления в товариществах собственников и ЖСПК и порядок их деятельности, но вносит в некоторые существенные поправки. Например, как показывает практика, в больших товариществах организовать проведение общего собрания крайне сложно по ряду причин (а кто-то и вовсе не прилагает к этому должных усилий), что создает предпосылки для принятия решения меньшинством и не всегда в интересах большинства. Указом внесено изменение, согласно которому решения принимаются не от числа присутствующих на собрании, а от общего количества участников совместного домовладения. Это либо 2/3, либо абсолютное большинство (50 % + 1), в зависимости от конкретного вопроса в соответствии с Жилищным кодексом. Следующая весомая поправка касается профессионализации деятельности председателей. Указом предусмотрено, что председатель правления в обязательном порядке должен иметь соответствующую квалификацию, пройти подготовительные курсы, согласование в местном исполнительном органе. 

- Когда будет известна программа этих курсов и кто ее разрабатывает?

- Программа будет разработана Минобразования и Минжилкомхозом в течение трех месяцев после принятия Указа. Очень давно мы говорим о том, что пора выработать единый подход к уровню образования председателей. Существующие ныне курсы носят бессистемный характер и не отвечают современным требованиям к качеству подготовки специалистов в сфере управления жильем. Сегодня учреждения образования, профильные ассоциации и союзы имеют четкое видение проблемных вопросов, которые необходимо обозначить в программе, а также перечень обязательных к изучению предметов. Конкретная программа сейчас находится на стадии разработки и согласования. Предполагается, что курсы будут проводиться на базе учреждений образования. 

- Процедура согласования существовала и до Указа, но многие председатели игнорировали ее. Что изменится?

- Верно, но ранее у исполкомов не было рычага воздействия, базирующегося на законодательном фундаменте. А теперь есть. Указ — это правовой акт, обязательный к исполнению. В противном случае местный орган, в соответствии с законом, вправе выдать председателю предписание. К тому же в Указе прописана и еще один важный момент: после истечения срока деятельности председателя (в случае не переизбрания), он обязан в месячный срок передать документацию и печать вновь избранному председателю или уполномоченному лицу. Это исключает возможность незаконного использования документов в своих интересах. Более того, рассматривается законопроект, предусматривающий административную ответственность в виде штрафа за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, требований местных органов по управлению общим имуществом. 

- Почему, на ваш взгляд, согласование столь важно?

- В целом функции администраций остаются прежними, с той лишь поправкой, что появится более четкая возможность реализации этих функций благодаря принятому Указу. Исполкомы и администрации районов смогут осуществлять учет квалифицированных управленцев, которые способны в будущем создать конкуренцию организациям ЖКХ. Ведь товарищество — это альтернативный способ управления, который также нуждается в профессионалах. Предполагается, что в исполкомах, и мы это рекомендуем, будут созданы базы компетентных председателей, что позволит иметь четкое представление о людях, осуществляющих управление жилым фондом. 

- Что будет с председателями, которые сегодня занимают пост, но не соответствуют требованиям Указа?

- Председатель правления — человек, выбранный участниками совместного домовладения, их представитель (по крайней мере, так должно быть), но не всегда председателя выбирают из числа профессионалов, иногда из-за отсутствия желающих и безысходной ситуации туда приходят случайные люди. Хорошо, если они не преследуют свои корыстные цели, но результат, как правило, один: счета граждан неоправданно высоки, качество обслуживания — низкое, отчисления на ремонт исчезают. В случае, когда данное лицо нарушает права и интересы собственников, а самостоятельно предпринять что-либо они не в силах, местные органы власти способны принять соответствующие меры и предложить собственникам иных кандидатов на должность председателя. Кроме того, соответствие требованиям Указа заключается не столько в наличии дипломов о высшем образовании, скольков специальных навыках и компетентности. Ведь порой опыт и порядочность бывают намного важнее «корочек». 

- Кто именно в исполкоме будет заниматься контролем товариществ?

- В каждом исполкоме есть специалист, который курирует деятельность ТС и ЖСПК, есть отделы городского хозяйства в администрациях районов или отделы ЖКХ в райисполкомах. Вместе с тем исполком — коллегиальный орган, состоящий из специалистов различных сфер деятельности. ТС, ЖСПК, как и обслуживающие организации в целом, — это организации, требующие всестороннего внимания. Специалист отдела ЖКХ никогда не проверит финансово-хозяйственную деятельность товариществ или деятельность, обеспечивающую противопожарное состояние здания, поэтому контроль за деятельностью ТС — это многогранная функция. 

- Какова сегодня позиция Министерства по отношению к товариществам, частным структурам? Не считаете ли вы, что с введением Указа многие председатели испугаются тотального контроля, а товарищества перестанут существовать, перейдя естественным образом в управление государственным заказчиком?

- Нужно признать, что так называемые «альтернативные» способы управления будут лишь развиваться. Но для их эффективного существования необходимы две составляющие — самосознание собственников и наличие рынка профессиональных управляющих. И, на мой взгляд, первое даже важнее. Сегодня нужно научить людей быть ответственными собственниками, а потом дать им инструмент для эффективного управления, что мы и пытаемся сделать. Мы заинтересованы в развитии товариществ, частных структур и в целом — в образовании конкурентной среды в сфере жилищно-коммунального хозяйства, но на прозрачных условиях. А пока приходится законодательно защищать собственника от возможных последствий некачественного управления и их же неорганизованности. К сожалению, данные вопросы пока могут быть решены только дополнительным законодательным регулированием.

Анна ДЬЯКОВА, журнал "Живи Как Хозяин"