Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

Портал коммунальной грамотности населения

Журнал "Живи Как Хозяин" №1, 2016 г.


ВНИМАНИЕ!!!
Получайте анонсы будущих номеров, будьте в курсе акций и предложений редакции!

ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ

Реклама на портале коммунальной грамотности населения

Обосновано временем

Обосновано временем

Опубликовано 27.04.2016

Елена ДудинскаяВсе указы Президента Республики Беларусь по модернизации ЖКХ так или иначе направлены на снижение себестоимости услуг и повышение эффективности системы. Какова доля экономической составляющей в преобразованиях, рассказывает начальник управления экономики Минжилкомхоза Елена ДУДИНСКАЯ.

Журнал "Живи Как Хозяин №1(112), январь 2016 г.

— Елена Ивановна, как повлияет разделение функций заказчика и подрядчика на совершенствование системы ЖКХ и развитие конкурентной среды?

— Организация эксплуатации жилищного фонда, его техническое обслуживание, выполнение работ по благоустройству и санитарному содержанию территорий на договорных и конкурсных началах должна повысить качество обслуживания и наладить нормальные экономические взаимоотношения между всеми участниками хозяйственного процесса.

Служба заказчика заставит «крутиться» вокруг потребителя всех участников процесса, причем в этом процессе, при желании, могут найти место и частные структуры. А это уже шаг к созданию конкурентной среды и повышению качества обслуживания.

Предполагается, что с принятием указа бюджетное субсидирование исполнителей будет осуществляться через заказчиков жилищно-коммунальных услуг, причем эти субсидии предоставляют местные исполкомы в пределах утвержденных планово-расчетных цен. Заказчики, в свою очередь, обеспечивают конкурсную основу оказания услуг, контролируют их объем и качество и в соответствии с этим производят оплату.

В конечном счете это будет выгодно всем сторонам, так как снимет значительную часть забот с местных исполкомов, создаст условия для экономического развития подрядных организаций и позволит повысить качество предоставляемых потребителю услуг. 

— Планово-расчетные цены в описанной схеме являются одним из ключевых факторов. Но, по мнению некоторых специалистов, не всегда эффективно работают в условиях высокой инфляции. За счет каких рычагов можно снизить это влияние?

— Рецепт здесь один — оперативность, тем более что для этого созданы оптимальные условия. Согласно пункту 13 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 января2006 г. № 54 можно откорректировать планово-расчетную цену при изменении параметров социально-экономического развития и согласовать в соответствующих инстанциях от главного финансового управления до Минжилкомхоза. Главное, не затягивать этот процесс и до окончания очередного квартала готовить необходимый пакет документов.

Само собой разумеется, нужно изыскивать дополнительные резервы для снижения производственных затрат и экономии, ведь именно в этом и состоит суть внедрения планово-расчетных цен. 

— Снижение затрат возможно и за счет отказа от обслуживания так называемых непрофильных объектов. Просчитывался ли экономический эффект от действий в этом направлении?

— Сокращение в организациях ЖКХ расходов непроизводственного характера, не связанных с основной деятельностью, на нормативном уровне урегулировано Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря2015 г. № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг». С принятием этого документа местные органы власти при передаче на баланс организаций ЖКХ непрофильных объектов и оставшегося после ликвидации предприятий имущества должны предусмотреть средства на их дальнейшее содержание. По предварительным подсчетам, сокращение расходов предприятий ЖКХ, обусловленных обслуживанием зданий и сооружений военных городков, оздоровительных лагерей, районных отделов МВД и МЧС, обанкротившихся предприятий, комбинатов бытового обслуживания и других объектов, в целом по республике составит около 150 млрд руб. 

— Экономия заключается не только в снижении непроизводственных расходов, но и в правильном подсчете затрат на основную деятельность. К примеру, уборка мест общего пользования выделена в отдельную строку основных жилищно-коммунальных услуг. Как определить ее периодичность и рассчитать стоимость?

— Требование к порядку в подъезде и других местах общего пользования всегда одно: надлежащее санитарное состояние. И не так важно, как часто там будет производиться уборка — раз в месяц или три раза в день. Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 г. № 535 предусмотрена возможность самостоятельной уборки гражданами подъездов, и люди сами вправе решать, насколько тщательной она должна быть. Правда, их критерии чистоты должны совпадать с минимальными требованиями санитарной службы, иначе возможны штрафные санкции.

Если же жители дома решают доверить содержание мест общего пользования эксплуатирующей организации, то предприятию ЖКХ следует проводить уборку в соответствии с перечнем работ и их периодичностью, предусмотренными постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 20.05.2013 г. № 12. Это позволит избежать конфликтных ситуаций в случае недовольства особо требовательных жильцов. Стоимость данной услуги рассчитывается путем распределения затрат пропорционально общей площади принадлежащих потребителям или занимаемых ими жилых помещений.

Пример. Подъезд девятиэтажного жилого дома с площадью жилых помещений 1998 кв. м. Общая площадь жилого помещения потребителя 48 кв. м. Уборка мест общего пользования производится с периодичностью, установленной постановлением № 12. Затраты на уборку подъезда в месяц составляют: з/п. рабочего — 626 тыс. рублей, материалы — 173,2 тыс. рублей, всего — 799,2 тыс. рублей.

Стоимость уборки для потребителя = 799 200 рублей / 1998 кв. м · 48 кв. м = 19 200 рублей.

Поскольку услуга по санитарному содержанию мест общего пользования оказывается гражданам на основании договора, ее стоимость устанавливается исполнителем. При этом рентабельность может закладываться в размере до 10 %. 

— А если граждане, отказавшись от услуги, сами также не убирают подъезд, не останутся ли коммунальники крайними в случае претензий санитарной службы?

— Выявив факт ненадлежащего санитарного состояния подъезда, предприятие ЖКХ должно предварительно составить соответствующий акт, а затем провести разовую уборку. Собственников и нанимателей необходимо ознакомить с содержанием акта, а стоимость за уборку включить в извещение для оплаты. Если такая ситуация повторяется два и более раз в месяц, эксплуатирующая организация вправе организовать уборку на постоянной основе в соответствии с санитарными требованиями, установленными законодательством для основной жилищно-коммунальной услуги.

сколько будет стоить уборка подъезда?

— Плата за освещение мест общего пользования и движение лифта также будет рассчитываться пропорционально площади занимаемых помещений?

— Количество потребленной электроэнергии на освещение мест общего пользования и работу оборудования рассчитывается ежемесячно на основании показаний групповых приборов учета. Затраты собственникам и нанимателям выставляются в расчете на 1 м2жилых и нежилых помещений. Если есть техническая возможность контролировать потребление электроэнергии в каждом подъезде, то и расчеты можно делать по каждому подъезду отдельно.

Плата за потребленную для движения лифта электроэнергию распределяется по иному принципу. От нее освобождаются жители этажей, на которых располагается первая остановочная площадка. С остальных потребителей плата берется исходя из количества граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении за исключением детей до года.

Добавлю, что договоры на оказание услуг по пользованию лифтом, а также техническому обслуживанию дома, вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов перезаключению не подлежат.