Обосновано временем

Дудинская Елена ИвановнаВсе указы Президента Республики Беларусь по модернизации ЖКХ так или иначе направлены на снижение себестоимости услуг и повышение эффективности системы. Какова доля экономической составляющей в преобразованиях, рассказывает начальник управления экономики Минжилкомхоза Елена ДУДИНСКАЯ.
Журнал "Живи Как Хозяин №1(112), январь 2016 г.

— Елена Ивановна, как повлияет разделение функций заказчика и подрядчика на совершенствование системы ЖКХ и развитие конкурентной среды?
— Организация эксплуатации жилищного фонда, его техническое обслуживание, выполнение работ по благоустройству и санитарному содержанию территорий на договорных и конкурсных началах должна повысить качество обслуживания и наладить нормальные экономические взаимоотношения между всеми участниками хозяйственного процесса.

Служба заказчика заставит «крутиться» вокруг потребителя всех участников процесса, причем в этом процессе, при желании, могут найти место и частные структуры. А это уже шаг к созданию конкурентной среды и повышению качества обслуживания.

Предполагается, что с принятием указа бюджетное субсидирование исполнителей будет осуществляться через заказчиков жилищно-коммунальных услуг, причем эти субсидии предоставляют местные исполкомы в пределах утвержденных планово-расчетных цен. Заказчики, в свою очередь, обеспечивают конкурсную основу оказания услуг, контролируют их объем и качество и в соответствии с этим производят оплату.

В конечном счете это будет выгодно всем сторонам, так как снимет значительную часть забот с местных исполкомов, создаст условия для экономического развития подрядных организаций и позволит повысить качество предоставляемых потребителю услуг. 

— Планово-расчетные цены в описанной схеме являются одним из ключевых факторов. Но, по мнению некоторых специалистов, не всегда эффективно работают в условиях высокой инфляции. За счет каких рычагов можно снизить это влияние?

— Рецепт здесь один — оперативность, тем более что для этого созданы оптимальные условия. Согласно пункту 13 постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 января2006 г. № 54 можно откорректировать планово-расчетную цену при изменении параметров социально-экономического развития и согласовать в соответствующих инстанциях от главного финансового управления до Минжилкомхоза. Главное, не затягивать этот процесс и до окончания очередного квартала готовить необходимый пакет документов.

Само собой разумеется, нужно изыскивать дополнительные резервы для снижения производственных затрат и экономии, ведь именно в этом и состоит суть внедрения планово-расчетных цен. 

— Снижение затрат возможно и за счет отказа от обслуживания так называемых непрофильных объектов. Просчитывался ли экономический эффект от действий в этом направлении?

— Сокращение в организациях ЖКХ расходов непроизводственного характера, не связанных с основной деятельностью, на нормативном уровне урегулировано Указом Президента Республики Беларусь от 31 декабря2015 г. № 535 «О предоставлении жилищно-коммунальных услуг». С принятием этого документа местные органы власти при передаче на баланс организаций ЖКХ непрофильных объектов и оставшегося после ликвидации предприятий имущества должны предусмотреть средства на их дальнейшее содержание. По предварительным подсчетам, сокращение расходов предприятий ЖКХ, обусловленных обслуживанием зданий и сооружений военных городков, оздоровительных лагерей, районных отделов МВД и МЧС, обанкротившихся предприятий, комбинатов бытового обслуживания и других объектов, в целом по республике составит около 150 млрд руб. 

— Экономия заключается не только в снижении непроизводственных расходов, но и в правильном подсчете затрат на основную деятельность. К примеру, уборка мест общего пользования выделена в отдельную строку основных жилищно-коммунальных услуг. Как определить ее периодичность и рассчитать стоимость?

— Требование к порядку в подъезде и других местах общего пользования всегда одно: надлежащее санитарное состояние. И не так важно, как часто там будет производиться уборка — раз в месяц или три раза в день. Указом Президента Республики Беларусь от 31.12.2015 г. № 535 предусмотрена возможность самостоятельной уборки гражданами подъездов, и люди сами вправе решать, насколько тщательной она должна быть. Правда, их критерии чистоты должны совпадать с минимальными требованиями санитарной службы, иначе возможны штрафные санкции.

Если же жители дома решают доверить содержание мест общего пользования эксплуатирующей организации, то предприятию ЖКХ следует проводить уборку в соответствии с перечнем работ и их периодичностью, предусмотренными постановлением Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Беларусь от 20.05.2013 г. № 12. Это позволит избежать конфликтных ситуаций в случае недовольства особо требовательных жильцов. Стоимость данной услуги рассчитывается путем распределения затрат пропорционально общей площади принадлежащих потребителям или занимаемых ими жилых помещений.

Пример. Подъезд девятиэтажного жилого дома с площадью жилых помещений 1998 кв. м. Общая площадь жилого помещения потребителя 48 кв. м. Уборка мест общего пользования производится с периодичностью, установленной постановлением № 12. Затраты на уборку подъезда в месяц составляют: з/п. рабочего — 626 тыс. рублей, материалы — 173,2 тыс. рублей, всего — 799,2 тыс. рублей.

Стоимость уборки для потребителя = 799 200 рублей / 1998 кв. м · 48 кв. м = 19 200 рублей.

Поскольку услуга по санитарному содержанию мест общего пользования оказывается гражданам на основании договора, ее стоимость устанавливается исполнителем. При этом рентабельность может закладываться в размере до 10 %. 

— А если граждане, отказавшись от услуги, сами также не убирают подъезд, не останутся ли коммунальники крайними в случае претензий санитарной службы?

— Выявив факт ненадлежащего санитарного состояния подъезда, предприятие ЖКХ должно предварительно составить соответствующий акт, а затем провести разовую уборку. Собственников и нанимателей необходимо ознакомить с содержанием акта, а стоимость за уборку включить в извещение для оплаты. Если такая ситуация повторяется два и более раз в месяц, эксплуатирующая организация вправе организовать уборку на постоянной основе в соответствии с санитарными требованиями, установленными законодательством для основной жилищно-коммунальной услуги.

сколько будет стоить уборка подъезда?

— Плата за освещение мест общего пользования и движение лифта также будет рассчитываться пропорционально площади занимаемых помещений?

— Количество потребленной электроэнергии на освещение мест общего пользования и работу оборудования рассчитывается ежемесячно на основании показаний групповых приборов учета. Затраты собственникам и нанимателям выставляются в расчете на 1 м2жилых и нежилых помещений. Если есть техническая возможность контролировать потребление электроэнергии в каждом подъезде, то и расчеты можно делать по каждому подъезду отдельно.

Плата за потребленную для движения лифта электроэнергию распределяется по иному принципу. От нее освобождаются жители этажей, на которых располагается первая остановочная площадка. С остальных потребителей плата берется исходя из количества граждан, зарегистрированных по месту жительства в жилом помещении за исключением детей до года.

Добавлю, что договоры на оказание услуг по пользованию лифтом, а также техническому обслуживанию дома, вывозу, обезвреживанию и переработке твердых коммунальных отходов перезаключению не подлежат.