Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.

ВНИМАНИЕ!!!
Получайте анонсы будущих номеров, будьте в курсе акций и предложений редакции!

ПОДПИШИТЕСЬ НА НАШУ РАССЫЛКУ

Реклама на портале коммунальной грамотности населения

Как и встарь - золотарь!

 ПРОФЕССИИ ЖКХ

фото

Как и встарь – золотарь

В начале XIX века горожане, пожелавшие вывезти свои отходы, связывались с местными ассенизаторами. Те, как правило, выполняли работу поздним вечером либо ночью на повозке со специальной бочкой. И уже ранним утром, чтобы не травмировать нежное обоняние граждан, «благоухающие» повозки устремлялись в специально отведенные для слива нечистот места.

 

И сегодня в штате многих жилищно-коммунальных предприятий страны есть специализированные подразделения по очистке и вывозу жидких отходов.

Понаблюдать за работой водителя-оператора вакуумной установки в УП «Жилтеплосервис» Пуховичского района отправился корреспондент журнала.

Водитель спецмашины Валерий КРИВАШЕЙ к 9 часам утра уже успел выполнить одну заявку. К следующему месту мы поехали уже вдвоем.

По дороге к первому объекту (ул. Первомайская, 37) Валерий Владимирович рассказал, как попал на столь специфическую работу:

— До февраля этого года 10 лет возил начальство на «Волге», пока машину не списали. В это же время предприятие приобрело две вакуумные машины на базе ГАЗ. Мой брат, работавший на этой машине, пересел на новую, освободив свою для меня. После недели стажировки начал работать самостоятельно.

фото2Доставшаяся «по наследству» машина хоть и старая, но нормальная. Вот только бочка маловата, всего 3,6 м3. Такого объема иногда не хватает и на то, чтобы один отстойник откачать. Приходится делать дополнительный рейс. Мало того что топливо сжигается на неполную бочку (машина, что называется, трудится вполсилы), так еще и время теряется. Выяснить у заказчика объем септика диспетчеру, как правило, не получается; тот и сам его не знает. У предприятия есть 10-кубовая вакуумная машина на базе КАМАЗ, но ее в частный сектор не посылают; основными трудягами здесь остаются именно ГАЗоны.

Новая техника не сильно претерпела изменения в сравнении со старой. Разве что автоматика появилась, которая не позволяет бочке переполняться. Машина просто глохнет. А в старой ориентироваться приходится только по смотровому окошку, которое позволяет определять лишь объем от двух м3 и более. Иногда оно замоется нечистотами (постоянно приходится чистить), так на солнце совершенно не видно, насколько машина полна. Чуть зазеваешься — и фильтры насоса могут забиться. Тогда требуется разбирать насос.

Один колодец, если без форс-мажоров, можно очистить за 15–20 минут, включая время на «развертывание и свертывание». Куда больше времени отнимает поиск адресата и места подъезда. К слову, проблемы с подъездами возникают сплошь и рядом. Особенно зимой, когда проселочные дороги расчищены лишь на габарит машины. И из-за снежных брустверов к колодцам не подобраться. Делу не помогает даже дополнительный трехметровый шланг, который приходится возить с собой.

Вот и первый адрес: Первомайская, 37. Встречает нас лаем огромный пес, хорошо, что закрыт на веранде. На крыльцо выходит девушка.

— А вы ЖКХ или кто? — спрашивает она.

— Из ЖКХ, — отвечаем дуэтом.

Валерий Владимирович пояснил мне суть вопроса молодой хозяйки:

— Есть у нас тут один частник — основной конкурент коммунальников Марьиной Горки. Наш тариф — 21 500 руб. за 1 м3. Тот работает по своему тарифу, но льгот у него, к примеру, для инвалидов или ветеранов, — точно нет.

фото3Показав нам местоположение колодца, девушка уходит. Горловина колодца — от покрышки ГАЗона, которая находилась ниже уровня земли. И без того было видно, что колодец натурально переполнен.

Валерий КРИВАШЕЙ объезжает дом, надевает резиновые перчатки (выдают одну пару на месяц), соединяет друг с другом шланги, открывает колодец, опускает в него шланг и поворачивает на торце бочки рычаг вала отбора мощности. Прямо на глазах содержимое колодца начало исчезать.

Свертывая после откачки шланг, водитель заметил: редко кто изъявляет желание помочь.

— Считают, что если нам платят, значит, это наше дело. Раньше, к слову, на подобные виды работ выезжали в машине по два человека: водитель и оператор, который занимался тем, что открывал и закрывал колодцы, таскал шланги и т. д. То есть делал всю самую грязную работу. Сегодня все делает «водитель вакуумной машины» с его собственного согласия. Тем более что за это идет доплата, правда, не в том объеме, как того хотелось бы. Но совокупно, включая доплаты, в том числе и за «вредность», все же набегает куда больше, чем получал в свое время, работая на «Волге».

Работа на ассенизаторской машине нелегкая. К примеру, совсем недавно, во время паводков, одна из сторон города была подтоплена. Так 35 рейсов за день пришлось сделать. Потом несколько дней ни рук, ни ног не чувствовал.

Выезжаем на окраину города, на пустырь в стороне от трассы. В люк канализационного колодца, который коллектором соединен с очистными сооружениями, происходит слив бочки.

— Только сюда и разрешен экологами слив, — говорит Валерий Владимирович. — Сюда свозим практически со всего района: с Пуховичей (13 км), агрогородка «Зорька» (40 км) и др.

Обратный процесс занял много меньше времени, чем заполнение. После чего, сверившись с заявками, мы выдвигаемся по новому адресу — 2-ой пер. Северный. Впрочем, сразу угадать с нужным адресом не удалось. Свои коррективы вносит путаница с адресами, как правило, с номерами переулков и улиц (первый Северный, вторая Набережная и т. д.). Пришлось немного поплутать по частному сектору по полностью разбитой дороге. Видя проезжающую по улице ассенизаторскую машину, народ, видимо, вспомнив о том, что и их септики вот-вот выйдут из берегов, обращались к нам с просьбой «откачать». Но водители таких машин работают только по заявкам и строго по маршрутному листу. Тем более что и GPS-навигатор, установленный в кабине, не позволял даже думать о «левых» рейсах.

Очередной заказчик — древний, но еще крепкий и энергичный дедок, обругал нас за то, что не до конца вычерпали его 4-х кубовую емкость. Пришлось делать к нему еще один рейс, за полупустой бочкой.

— Был бы молодой — сказал бы, что в другой раз дооткачать можно будет. А старики все как один требуют «качать до конца», — комментирует Валерий Владимирович.

фото4Часто ли приходится мыть машину? Положено ежемесячно. Но, как правило, приходится чаще. Особенно после того, как пооткачиваешь на теплотрассах. На месте порыва ведь невозможно тем же сварщикам работать (трубу замывает), пока мы не откачаем. В бочку тогда чего только не набивается — песок, кирпич, известь, щебень и даже арматура. Бывает, бутылка попадется — закупорит шланги так, что ни вперед, ни назад… С теплотрассами и водопроводом по ГВС еще и другая напасть случается: горячая вода шланги расслаивает. Так что мыть приходится чаще. Едем на очистные сооружения, заказываем «пожарку» с брандсбоем. Пытаться почистить лопатой — в полдня не управишься. В бочке все спрессовано — словно камень. Кстати, время «помыва» хорошо видно по рессорам: вроде машина пустая, а те — прогнулись… А когда кирпич присасывается к шлангу, бочка буквально сжимается внутрь. Так что во время работы насоса машины лучше не расслабляться.

Следующий адрес — школа в Пуховичах…

Всего за день, по словам Валерия КРИВАШЕЯ, удается выполнить от 6–7 заявок по району и до 10–11 по городу. Бояться, что работы станет меньше, не приходится. Наоборот, год от года количество заявок возрастает: частный сектор строится, благоустраивается. 

*** 

Сто лет назад работа ассенизаторов приносила значительные доходы. История не оставила свидетельств, какие суммы они брали за свою услугу, но известно, что в крупных городах представители этой профессии входили в десятку богатейших людей. Может, потому они и заслужили свое прозвище «золотари».

 

Олег ВЛАДИМИРОВ

Фото автора